Духовное воспитание детей

Духовное воспитание детей

Проблема духовного воспитания подрастающего поколения сегодня относится к разряду глобальных. Комплексный духовный кризис, сказался и на современном образовании, в содержании которого наблюдается мировоззренческий хаос, ориентация на бездуховной интеллектуализм, что негативно сказывается на духовном и физическом здоровье личности ребёнка.

Понятие духовность приобретает в педагогике особое значение, поскольку процесс воспитания ребёнка – это, по сути, является приобщение к ценностям культуры для развития, потенциального совершенствования окружающего мира, общества. В связи с этим встаёт задача творческого переосмысления средств воспитательного воздействия на ребёнка, начиная с раннего возраста.

Стратегия развития художественного образования, внесение инновационных преобразований в её содержания и технологий должно основываться на прочном фундаменте духовного обогащения дошкольников. Проблема эта важна и многомерна, её сложность и своеобразие, обусловленные необходимостью сочетания задач формирования духовного направления с совершенствованием художественно-технологических путей её реализации. Духовная культура личности — понятие динамическое и широкое.

Любовь и ненависть, верность и предательство, благородство и коварство, толерантность и мстительность, воля и рабское унижение — высокие слова, характеризующие наличие или отсутствие духовной культуры. В теории и практике современной художественного образования наблюдается определённый разрыв между потребностью развития духовной культуры воспитанников и отсутствием необходимой направленности обучения, которая ориентировала на достижение этой цели. Духовное развитие личности — одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Важно научить детей мыслить категориями общечеловеческой проблематики в контексте глубокого восприятия содержания и формы художественных образов.

Воспитание духовности детей дошкольного возраста происходит в тесном взаимосвязи с её эмоциональным развитием. Эмоциональное отношение ребёнка к окружающему миру становится посредственным показателем становления его духовной сферы. Художественная литература способствует возникновению у ребёнка именно эмоционального отношения к действительности, которая описывается в ней. Конечно, путь к духовности у каждого человека сугубо индивидуален. Но ни один духовно-ценностный ориентир не является врождённым, его нужно прививать ребёнку. И уместно здесь может служить художественное слово украинской литературы для детей.

Подбирая художественные произведения для чтения детям, нужно помнить об их художественную ценность, которые отличаются высоким идейно-художественным уровнем, оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребёнка, отражением красоты и совершенства художественной формы родного слова, способствует не только развитию у дошкольников родной речи, но и воспитанию духовно богатой личности. Рассмотрим возможность использования некоторых произведений выдающегося украинского писателя, направленного на разностороннее воспитание духовности детей дошкольного возраста исходя из того, что педагог подбирает художественное произведение в зависимости от конкретных педагогических задач, которые стоят перед ним.