Физическое воспитание детей с ДЦП

Физическое воспитание детей с ДЦП

Очень часто физическому воспитанию детей с ДЦП придается не такое значение, как лечебной гимнастике, но на самом деле оно играет значимую роль в коррекции нарушения двигательной активности. Конечно, оно отличается от обычных упражнений, имеет свои особенности, но цели и задачи ее те же самые, что и в воспитании детей здоровых.

В этом случае выбираются специальные методы и приемы, так как при ДЦП моторное развитие не только нарушено, но и присутствуют значительные изменения. Поэтому за основу берется качественная стимуляция моторного развития, учитывая при этом нарушения, присущие разным формам болезни. Начинать нужно очень рано, когда еще двигательные нарушения возможно исправить, и устранить возможность развития патологических двигательных стереотипов.

Для того чтобы гимнастика была эффективна и видимые результаты радовали необходимо придерживаться строгих правил:

  1. Систематичность, регулярность, непрерывность.
  2. Строгий подбор упражнений, учитывающий возраст ребенка, степень заболевания, психическое развитие.
  3. Тщательное дозирование и постепенное увеличение нагрузок.

В старшем возрасте программа физкультуры направлена на увеличение мышечной силы ребенка, удержания равновесия тела, выполнения ритмичных движений, снижение примитивных рефлексов.

Улучшить состояние нервных путей, повысить уровень восприятия, помогут упражнения на развитие тактильных и зрительных ощущений. Преподаватель, проанализировав состояние больного ребенка, составит каждому индивидуальную программу на улучшение двигательных функций. Если ребенок страдает мышечными непроизвольными движениями, то двигательная активность его должна быть выше.

Во время игр с мячом, например, в футбол, для таких детей или упрощаются правила и используется соответствующий инвентарь; или в команде распределяются места так, чтобы нагрузка учитывала состояние двигательной активности каждого ребенка. Также должен быть предусмотрен отдых, чтобы избежать перегрузок.

Подбор упражнений, постепенное увеличение нагрузок обязательно должно быть учтено и соответствовать силе и возраста каждого ребенка. Если в начальной школе это и ходьба, подскоки, игры с мячом, перепрыгивания и прыжки, то в средних классах разрабатываются силовые упражнения. А в старших, уже рекомендуются спортивные игры, стрельба из лука, плавание, бадминтон, гольф и даже борьба.

Окончив школу, ребенок привыкнет к активному движению и будет продолжать заниматься спортом, и, возможно, сможет принимать участия в спортивных соревнованиях по многим доступным именно ему видам спорта и вести активную общественную жизнь.