Физическое воспитание умственно отсталых детей

Физическое воспитание умственно отсталых детей

Известно, что мышечная активность – залог полноценного развития ребенка, она влияет не только на внутренние органы, дыхательную и сердечную деятельность, но активизирует рецепторы мозга, способствует умственному росту и совершенствованию. Но к сожалению, у детей с отклонениями в умственном развитии происходит ослабление систем организма.

Особенно этому подвержены дети с ограничениями в движениях, поэтому из-за вынужденной гипокинезии они и их тело находится в невыгодных условиях, и если с ними не заниматься физическими упражнениями, симптомы болезни могут усилиться и прогрессировать.

У детей с аномальным умственным развитием часто встречаются поражения мозговой деятельности, что накладывает отпечаток на общее физическое состояние. Иммунитет их ослаблен, часто недобирают в весе и росте, нарушена координация движений, осанка, моторика, часто сопутствуют непроизвольные мышечные сокращения, синкинезии.

Иногда такие дети по внешним признакам выглядят как здоровые, но зачастую им недоступны целенаправленные двигательные мероприятия, поэтому о полном физическом здоровье у таких детей речь не идет, просто возможна разная степень выраженности и разная их сочетаемость. Исходя из этих проявлений и симптоматики, подбирается и лечебная гимнастика и физические упражнения, способствующие коррекции состояния и исправлению дефектов.

Поэтому физическое воспитание должно быть направлено общее укрепление детского организма, прививание потребности активно двигаться, развитие гармоничного строения тела и мышц, хорошей работы всех систем организма, его закаливания. Вместе с тем специальные упражнения помогут совершенствовать моторику, освоить полноценные движения и закрепить эти навыки.

В комплексы занятий включаются упражнения, развивающие разные виды мышц: спины, плеч, ног. Формируется осанка, оттачивается координация движений, их точность, дети лучше удерживают равновесие. Используются подвижные игры, способствующие совершенствованию движений. Обязательно вначале и после занятий, ходьба. Непременно проводится профилактика плоскостопия, дыхательные упражнения. Занятия по длительности значительно меньше, чем со здоровыми детьми, так как учитывается повышенная утомляемость малышей с патологией.

При проведении физкультурных занятий следует учитывать неустойчивость психики детей с нарушениями, поэтому атмосфера доброжелательности, психологического комфорта и покоя, щадящий режим – условия их проведения.
Если правильно организовать обучение, то физическое воспитание выполняет многие задачи: оно учит детей преодолению трудностей, развивает целеустремленность, организованность. Помогает им контролировать себя, доброжелательно общаться со сверстниками.