Формирование личности дошкольника

Формирование личности дошкольника

Анализ научных работ не даёт однозначного ответа на вопрос, что представляет собой идеал литературно образованного человека, талантливого читателя. Однако в исследованиях психологов, литературоведов, педагогов определены основные черты полноценного эстетического восприятия художественной литературы.

Такое восприятие предполагает понимание не только сюжета произведения, но и концепции, авторского замысла, авторского мировоззрения и отношения к событиям, героев, их переживаний, чувств, способность исторически и критически осмысливать произведение, проникать в систему мышления автора, а иногда и поспорить с ним.

Понятно, что на каждом этапе образования решаются свои задачи обучения литературы, направленные на овладение читательской деятельностью. И начинается такая работа уже в дошкольном возрасте. Анализ современных научных работ свидетельствует о том, что наряду с такими ключевыми направлениям литературной работы с дошкольниками, как развитие у них художественно эмоционального восприятия, воспитания речевой культуры, обогащение эмоционально чувственного и когнитивного опыта, выделяют литературную пропедевтику.

Элементарная литературная пропедевтика, по мнению учёного, учитывает специфику литературы как искусства слова. Чтобы узнать, осознать идейно-эстетический смысл произведения, суть изображённых в нём жизненных явлений, недостаточно только чувственного восприятия образов, картин. Нужны их осмысления, полная литературная Работа с наиболее распространёнными жанрами детской художественной литературы и фольклора. Почему именно на этапе дошкольного возраста начинается подготовка талантливого читателя? Это связано, прежде всего, с тем, что ребёнок усваивает достаточно значительный по объёму литературный багаж, приобретает литературной начитанности. Именно в эти годы дошкольник широко знакомится с устным народным творчеством, украинский и зарубежной классикой, произведениями современных детских писателей и поэтов.

Кроме того, в дошкольные годы ребёнок очень внимательный к слову, эмоционально чувствительная и активна в восприятии литературы. Этот период является наиболее благоприятным для формирования практических основ эстетического восприятия литературы. В дошкольном возрасте также происходит активное развитие воображения, необходимого для полного понимания словесного образа, основных связей в произведении, характера персонажа, его действий, поступков, переживаний, а также мотивов его поведения.

Учёные отмечают такие особенности детей-дошкольников, как эмоциональная активность, способность к сопереживанию с героями, понимание образного строения литературного произведения. Вовремя начатая систематическая работа с целью формирования у дошкольников способности воспринимать и понимать произведение художественной литературы поможет им преодолеть трудности литературного образования в начальной школе, связанные с переходом на новый тип восприятия литературы. Кроме того, в дошкольном возрасте закладываются основы полноценной читательской деятельности детей, происходит практическое усвоение ими сведений об основных средствах художественного изображения в литературе.