Как научиться слушать своего ребёнка

Как научиться слушать своего ребёнка
Как научиться слушать своего ребёнка

 

Когда жизненные трудности ребенка касаются сферы его чувств и переживаний, учением, советом или приказом делу не поможешь. Его нужно выслушать. Он нуждается не просто в слушателе, а в активном слушании. И сделать это нужно несколько иным образом, чем мы привыкли.

Психологи утверждают, что детей необходимо слушать. Нужно дать высказать ребёнку свою точку зрения на любой вопрос. Здержанность может привести к психическим расстройствам и обращениям к семейному психологу. Благо сегодня можно обратиться к семейному психологу онлайн. К примеру Ирина Лебедь проводит такие консультации. Но, чтобы этого не произошло необходимо понимать своего ребёнка. Итак, начнём:

Пример активного слушания

1. Начало
Малыш в слезах приходит к маме, держа в руках сломанную игрушку. Мама не знает обстоятельств происшедшего.
Реакция мамы.

• Вариант «А»: «Что случилось?» или «Кто это сделал?».

• Вариант «Б» отражает принцип активного слушания. Мама не спрашивает, а говорит: «Ты расстроен, потому что твоя игрушка сломана» или «Ты расстроен».

Казалось бы, разницы нет, но в первом случае на передний план выходят факты, а во втором – чувства ребенка, где мама выходит на один уровень с ним, становясь той «родственной душой», которой можно высказаться. Он видит, что для мамы важны прежде всего его чувства. Теперь он может признаться, что он сам ее сломал, либо это сделал кто-то другой.

2. Продолжение
А) «Пустяк — купим новую» или «Прости его, он еще маленький».
Б) «Ты обижен на этого мальчика (девочку), сломавшего игрушку» или «Ты очень расстроен, потому что эта игрушка тебе дорога».
В варианте «Б» еще раз подчеркивается, что родителю важны чувства малыша, а не факты или виновник случившегося.

3. Если причина неизвестна
Можно просто констатировать: «Я вижу — ты расстроен». И сделать паузу, чтобы ребенок смог осмыслить сказанное.

4. Если чувство определено ошибочно

Ничего страшного. Попробуйте еще раз-другой-третий. Но опять — в утвердительной форме. Таким образом «отзеркалив» несколько раз состояние ребенка достаточно просто выйти на истинную причину переживаний.
Эта техника замечательно работает, когда ребенок не хочет идти в школу, потерял что-то, ему обидно, больно или стыдно.

5. Финал
Разговор продолжается без излишних эмоций и негатива.

Польза активного слушания

• Уменьшается сила негативного переживания ребенка. Разделенное с другими отрицательное чувство уменьшается, а положительное – удваивается.

• Устанавливается близкий эмоциональный контакт. Это – залог доверия и дружбы.

• Здоровое эмоциональное взросление ребенка. Он учится определять свои чувства и самостоятельно разбираться с ними.

• Сами взрослые воспринимают любой «негатив» своего чада спокойнее и рассудительнее.

Принципы активного слушания

• Эмпатия (сопереживание). Посмотрев на ситуацию глазами ребенка, вы легче сможете идентифицировать его чувства.

• Разговор «равного с равным». В прямом и переносном смыслах. Станьте на один уровень с ребенком. Не наклоняйтесь к нему, а присядьте, чтобы вы оказались прямо лицом к лицу.

• Показывать готовность слушать. Значения слов передают только 10% информации. Тон голоса, жесты и язык тела – 90%. Не говорите с ним, повернувшись к нему спиной или занимаясь своими делами.

• Употребление только утвердительных форм предложений. Даже если чувство определено неверно, это поможет ребенку самому его уточнить. Или – можно попробовать еще несколько раз.

• Повторение услышанного. Когда ребенок высказался , повторить услышанное, а затем обозначить его чувство. Например: «Я не хочу спать!» — «Ты не хочешь идти в постель. Ты расстроена, что не посмотришь с нами фильм».

• Важность паузы. Время принадлежит ребенку. Дайте малышу понять, что для вас главное – выслушать его. После того, как вы обозначили его чувство, дайте ему время самому разобраться со своей внутренней проблемой.

Практика активного слушания отлично работает в общении на различные темы и с детьми разных возрастов, так утверждают психологи. Применяя ее, можно услышать о тех радостях, переживаниях, страхах, о которых ребенок не признался бы ни за какие награды.

Статья предоставлена сайтом https://www.irina-lebed.ru/