Морально-нравственное воспитание дошкольников

Морально-нравственное воспитание дошкольников

Морально-нравственное воспитание дошкольников необходимо осуществлять при выполнении всех разделов программы с самого раннего возраста. Оно включает воспитание у детей любви к родным, близким, Родине, чувство дружбы, товарищества, коллективизма, уважения к старшим, заботы о младших, навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, готовности работать для общего блага. Детей нужно учить быть правдивыми, честными, формировать навыки воздерживаться от нежелательных поступков.

Наиболее эффективным в морально-этическом воспитании дошкольников является сочетание нравственной сути поступков и событий с организацией опыта поведения детей. Программные задачи воспитатель должен осуществлять в различных видах деятельности: во время занятий, игр, посильного труда, в повседневной жизни.

Для решения поставленных задач используются методы и приёмы. Дидактические, сюжетно-ролевые игры и упражнения, чтение произведений художественной литературы и беседы по их содержанию. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений. Рассмотрение иллюстративного материала. Решения морально-этических проблемных ситуаций, экскурсии. Коллективное обсуждение действий и поступков персонажей, составление детьми рассказов, вхождение в роль положительного героя художественного произведения. Написания письма персонажа художественного произведения, разрешения противоречий.

Морально-нравственное воспитание дошкольников предусматривает:

— Привнесение педагогом личностного опыта и переживания в повседневное общение с детьми;

— Культивирование тёплых, эмоционально окрашенных отношений с детьми, искренняя симпатия к ним и тонкое восприятие их потребностей;

— Управление своим поведением, сдержанность, терпение. Умение с помощью юмора, добродушной шутки разрядить обстановку, которая может перерасти в конфликт;

— Стремление к толерантности.

Для практического применения моральных представлений, которые формируются на занятиях, создаются условия на протяжении всего времени пребывания детей в детском коллективе. Решить задачу морально-нравственного воспитания невозможно без сотрудничества с родителями. Поэтому чрезвычайно важными и актуальными являются вопросы педагогического просвещения родителей по морально-нравственному воспитанию детей.

Необходимо устанавливать доверительные отношения с родителями воспитанников, знакомить их с содержанием нравственного воспитания детей этого возраста, с методами и приёмами воспитательного воздействия, акцентировать внимание на важности гуманного и в то же время требовательного отношения к ребёнку. Воспитатели должны приглашать родителей на занятия, проводить индивидуальные консультации и беседы, организовывать обмен опытом семейного воспитания, обеспечивать активность родителей на родительских собраниях. Важно направить усилия на то, чтобы полученные знания, умения, навыки стали для детей нормой и правилом в повседневной жизни как в детском саду, так и за его пределами.