Проблемные подростки

Проблемные подростки

В школу подросток часто приходит не для того, чтобы учиться, а для встречи с друзьями. Во время урока он может мысленно находиться далеко, мечтать о чем-то сокровенное, вести дневник или читать под столом интересную книгу.

В то же время в этом возрасте (и это ещё раз подтверждает его противоречивый характер) резко возрастает потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Родители должны способствовать тому, чтобы, во-первых, это требование довольствовалось вовремя и усвоения новой информации, приобретения практических умений и навыков, расширение общего мировоззрения ребёнка, становление его нравственной позиции. Во-вторых, взрослые должны учить ребёнка самостоятельности, вооружить его средствами овладения и оптимизации собственной деятельности.

Это обусловлено тем, что наряду с острой потребностью нового, активностью, самодеятельностью у детей часто отсутствуют конкретные знания о путях реализации тех или иных видов деятельности, в том числе и познавательной. Важно помнить, что абсолютно не допустимы негативные характеристики ребёнка вроде «лентяй», «дубина», которые унижают его достоинство и могут привести к противоположным последствиям — отказ от обучения, апатии, потере инициативы, отвлечение от школы, семьи. Родителям следует иметь в виду, что идёт биологическая перестройка организма в этом возрасте.

Дополнительные негативные факторы — семейные конфликты, отдельные невротические симптомы (раздражительность, плохой сон, быстрая утомляемость). Кроме того, появление новых острых интересов и увлечений, естественно, затрудняют учебную деятельность подростков, которые считают, что пришло время предоставить им право выбора во многих вопросах: какую иметь причёску, каких иметь друзей, какие уроки посещать и изучать. На первый взгляд, такие вопросы могут показаться незначительными, но, как показывает практика, их игнорирование часто отражается на общем развитии ребёнка, его поведении, отношении к учебному процессу.

Это связано с тем, что для подростков, характерна склонность подражать тем поступкам, которые кажутся им типично взрослыми. Нередко при этом могут заимствоваться плохие привычки, манеры, словесная грубость, шокирующая внешность, а также курение, употребление спиртных напитков, азартные игры и тому подобное. Способные ученики вдруг начинают проявлять все признаки неуспевающих — не выполняют домашних заданий, пропускают уроки, теряют интерес к любимому предмету. Если возникает такая ситуация, надо, прежде всего, выяснить причины, разобраться, не связано ли это с неправильным отношением взрослых к ребёнку.

Значительная часть трудностей в упомянутых направлениях легко преодолевается, если внимательно относиться к ребёнку. Лучшими методами воспитания здесь будут: задушевный разговор, ненавязчивое проникновение во внутренний мир ребёнка, уважение к его личности. В обучении, то определённых успехов можно достичь, если своевременно создать реально действующую мотивацию этого вида деятельности. Современный подросток должен не только понимать, но и чувствовать то, ради чего он учится. Привычные призывы к знаниям уже не действуют, если они не находят отклика в душе ребёнка. По его мнению, учиться ради оценки — это совсем неинтересно, но нужно. Поэтому следует выявить стержень обучения, ведь у каждого ребёнка он свой.