Стертая форма дизартрии у детей

Стертая форма дизартрии у детей

Чаще всего родители узнают, что у их детей стёртая форма дизартрии от логопеда из детского сада. Такие дети говорят не чётко. Данное расстройство речи очень распространено среди дошколят и проявляется в  виде лёгких нарушений:

  • Частичное ограничение подвижности губ, щёк, языка или нёба.
  • Недостаточная сила в мышцах речевого аппарата.

До посещения логопеда родители и сами могут обратить внимание на некоторые особенности своего ребёнка:

  • Речь таких детей не всем понятна. Это может послужить причиной того, что ребёнок не захочет учиться. Часто родители хорошо понимают ребёнка, а друзья, соседи, дальние родственники не понимают что им говорит малыш.
  • Отказ от твёрдой пищи (яблоко, морковь, орехи, мясо), потому что есть трудности с пережёвыванием. Иногда родители измельчают пищу, чтоб ребёнок мог её съесть, однако, артикуляционный аппарат может укрепиться только при тщательном пережёвывании. Поэтому нужно мотивировать малыша жевать всеми доступными способами.
  • Плохо развита ловкость движений. Ребёнок с трудом обучается прыжкам, бегу, хождению по лестнице, активным играм с мячом, танцам.
  • Неразвита мелкая моторика. Часто ребёнок не умеет шнуровать ботинки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, резать ножницами, рисовать, лепить.

Чем опасна стертая форма дизартрии у детей? Что будет если не исправлять её?

  • Нарушение движений органов речи приводит к утрате чёткого восприятия своих звуков. Такие дети не слышат дефектов своей смазанной речи, поэтому не могут сами себя исправлять.
  • Нарушение слуха к своим собственным звукам приводит к пробелам в грамматическом оформлении речи. Обычно такие дети неверно подбирают окончания.
  • На фоне нарушения восприятия своей речи, ребёнок не может полноценно воспринять чужую речь. Для того чтоб малыш понял вас, приходится говорить простыми предложениями с минимумом слов, в замедленном темпе.
  • Возникают трудности в расширении словарного запаса.
  • Отставание в учёбе.

Если у ребёнка обнаружили стёртую дизартрию, ему обязательно нужна логопедическая помощь и активное участие родителей в процессе обучения.

Специалист будет работать в нескольких направлениях:

  • Артикуляционная гимнастика поможет мышцам щёк, языка, губ, нёба. Ребёнок начнёт по-новому ощущать эти органы, это позволит ему овладеть ранее недоступным качеством и точностью движений.
  • Дыхательные упражнения позволят научиться проговаривать всё словосочетание на одном выдохе, не «зажёвывая» окончаний.
  • Постановка звуков и их закрепление в речи ребёнка.
  • Развитие мелодичности и интонационных окрасок речи.
  • Работа с родителями. Все успехи нужно будет применять в общении с родственниками и знакомыми. Задача родителей помочь ребёнку качественно выполнять домашнее задание и стимулировать говорить правильно.

Помимо занятий с логопедом нужно работать и над остальными проявлениями стёртой формы дизартрии. У таких детей часто бывают трудности в обучении танцам и физкультуре. Преодоление нарушений общей моторики длительны, должны быть систематическими. Параллельно необходимо заниматься мелкой моторикой. Коррекционная работа потребует времени и сил, но всё это непременно приведёт к результату – развитие ребёнка нормализуется.