Тибетская система воспитания детей

Тибетская система воспитания детей

Методы воспитания отличаются в разных странах, условия жизни менталитет, религия накладывает отпечатки на воспитание в каждой части света. Но сейчас, когда образ жизни более или менее одинаков, родители стараются выбрать те методы, которые наиболее подходят им по взглядам на жизнь.

Особенную заинтересованность вызывает своеобразная тибетская методика воспитания. Приверженцы буддизма закладывают свою философию в воспитание гармоничной личности. Они неприемлют телесные наказания, основываясь на том, что маленький ребенок беззащитен и не может ответить на наказание. Разделяя взросление на пятилетние этапы, они разграничивают становление личности ребенка.

Первый период до пяти лет. Ребенок – почитается как царь, которому запрещать ничего нельзя. В случае, когда он совершает что-то предосудительное, то можно его отвлечь и направить его внимание на другой предмет или переместить на иной вид деятельности. На Тибете считают, что испуганное выражение лица и возглас, произнесенный при этом, будет прекрасно понятен малышу.

Этот возраст характеризуется активным познанием жизни, интересом ко всему незнакомому. Но сложные логические цепочки еще неподвластны его мышлению. Поэтому, для примера, если ребенок разбил какой-то очень дорогой предмет, материальная сторона вопроса ему недоступна, следовательно, наказания не достигнут нужной цели. Он не поймет, почему разбивать вещи нехорошо, но научиться покоряться тому, кто гораздо сильнее.

На следующем этапе с 5 до 10 лет протекает активное развитие и формирование интеллекта. В это время ребенок как раб, беспрекословно выполняющий посильные задания. Он должен старательно учиться, исполнять работу по дому, усиленно заниматься. Допустимы наказания, но не телесные, за нерадивость и непослушание. В этом возрасте он должен учиться прогнозировать, как отнесутся люди к его поступкам. И стараться выработать к себе расположение окружающих его людей и сторониться отрицательного отношения. Мягкость и лояльность недопустимы, чтобы не развивался инфантилизм и неспособность к духовным усилиям.

Третий этап от 10 до 15 лет предусматривает общение с ребенком как с равным, но не на равных. Так как родители все равно опытнее и мудрее. В важных вопросах можно и посоветоваться с ним, а все проявления самостоятельности всячески приветствуются. Но, если родители хотят настоять на чем-то, то происходит это не жестким давлением, а беседами и убеждениями, советами. Если родители недовольны чем-то, то не категорический запрет должен остановить отрока, а объяснения старших о возможном негативе в перспективе, отрицательные последствия в будущем, должны остановить его от опрометчивых поступков.

И последний этап — после 15 лет основан на уважении и взрослении ребенка. Тибетцы считают, что воспитывать уже бесполезно, осталось только довольствоваться тем, что получилось в результате. Почти взрослый человек, если не относиться к нему должным образом может покинуть семью, как только ему представится такая возможность.