Трудовое воспитание детей раннего возраста

Трудовое воспитание детей раннего возраста

Воспитание трудовой деятельности малыша закладывается в раннем возрасте. Если в первые месяцы жизни движения его ручек хаотичны, то через полгода он уже способен целенаправленно схватить погремушку, потрясти ею, выбросить ее из кроватки.

Вот тут и начинается работа для достижения результата, подготовка к трудовой деятельности. Ведь на втором году жизни малыш начнет пользоваться посудой, учиться самостоятельно принимать пищу, насыпать лопаткой песок. Постепенно малыш осознает, что его действия могут привести к определенным результатам и стремится реализовать их сам. Тут и наступает время выполнения продуктивных действий, когда ребенок может уже приобретать навыки самообслуживания, у него пробуждается интерес к действиям взрослых.

В 2 года он уже способен самостоятельно есть, мыть руки, убрать за собой чашку, не разбрасывать вещи, снять с себя расстегнутую одежду.

В 3 года деятельность усложняется, и ребенок уже одевается сам, исполняет простейшие поручения взрослых: помогает накрывать на стол, собирает игрушки, самостоятельно одевается. Но родителям следует помнить, что даже элементарные трудовые действия ребенку выполнять трудно, поэтому они проводятся под чутким руководством взрослых и методов давления тут присутствовать не должно.

Вместе с тем, проснувшийся интерес к самостоятельной деятельности не должен пресекаться, иначе желание к выполнению их угаснет и восстановить его будет очень трудно.  Тут важно научить малыша видеть результат своей работы: помыли ручки, обратите внимание, какие они чистые, накрыли на стол – заметьте, что сервировка удалась. Радуясь с ребенком результатам его труда, родители вырабатывают положительное к нему отношение, удовлетворение от проделанной работы.

Чтобы научить ребенка трудовым действиям в совместной деятельности, в моменты ухода за ним следует неторопливо показывать их последовательность или руководить ими. В некоторых случаях взрослые наглядно показывают, как совершается то, или иное действие, например, вытирание рук полотенцем. В другой ситуации, следует взять ручки ребенка в свои и совместно совершить манипуляцию. После того, как малыш справился с задачей, обязательно надо похвалить его.

Если проводить постоянные занятия с ребенком по закреплению навыков самообслуживания, спокойно и доброжелательно требовать качественного конечного результата, то можно не сомневаться, что дальнейшая трудовая деятельность ребенка будет развиваться и совершенствоваться. А помочь в этом могут большой выбор дидактических и развивающих игр, помогающих развить не только трудовые навыки, но и мелкую моторику, кругозор малыша.