Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста

Современный мир с его стрессами, плохой экологией негативно влияет на человеческий организм, здоровье, продолжительность жизни. Но вместе с тем уже доказано, если разумно питаться и отдыхать, вести правильный образ жизни, то удастся сохранить здоровье на долгие годы.

Но основы правильного отношения к своему организму складываются из знаний и привычки, корни которой уходят в глубокое детство. Поэтому возникло такое направления, как валеология, предназначение ее, познакомить маленьких детей со строением организма человека, гигиеной, профилактикой болезней.

Валеология учит детей ощущать себя частью природы и строить свои взаимоотношения с ней. Она знакомит детей с тем, питаться рационально, ухаживать за своим телом, заниматься физкультурой, закаливать его и своевременно обращаться к врачу, отрицательно относиться к вредным привычкам.

Знания дети получают в игре, наблюдениях, экспериментах. Но помимо полученных знания, дополнительно развивается внимание, познавательный интерес, умение общаться, добиваться целей. В основу этих игр заложено творчество детей, а оно невозможно без хорошей памяти, воображения, фантазии.

Также во время прогулок, игр, в свободной деятельности младшие дошкольники, сами не замечая того, получают бесценные знания. В средней группе они уже способны классифицировать предметы по внешнему признаку, знают названия растений и грибов, их свойства. Они уже знакомы с тем, какие органы есть в теле человека, и чем он отличается от животных. Вместе с воспитателем ставятся эксперименты, проводится исследования.

Валеологические игры помогают снятию стресса у детей, в них они выражают свои эмоции и чувства, решают свои психологические проблемы. Моделируются возможные жизненные ситуации, и дети самостоятельно решают поставленные задачи. Такие игры помогают определить степень знаний малыша о здоровом образе жизни, уровне его мышления и интеллекта.

В группах создается развивающая среда, соответствующая детской возрастной категории, помимо этого осуществляются межпредметные связи, когда на занятиях по физкультуре, математике, развития речи применяются элементы валеологии.

Получить знания детям помогает наглядная деятельность: выставки и конкурсы, сбор фотографий, просмотр кинофильмов, театрализованные представления. Огромную роль играет и пример взрослых: для этого проводятся совместные мероприятия детей с родителями: «Дни Здоровья», тематические утренники, походы в парк.

Отдельно стоит отметить роль отца в воспитании, он должен помимо физических упражнений сыну объяснять принцип действия различных устройств, если есть машина или велосипед, научить снимать и чистить подшипники, понимать их устройство.

Взрослым нужно помнить, что с раннего детства закладываются привычки, и чтобы они были правильными, взрослые должны позаботиться об этом.