Воспитание в ребёнке доброты, сострадания и уважения к чувствам других

Воспитание в ребёнке доброты, сострадания и уважения к чувствам других

Доброта, сострадание, уважение к чувствам других людей считается лучшими человеческими качествами. Задача ответственных мам и пап – развить их в своих детях.

Познавая мир, малыши следуют сиюминутной потребности: подойти поближе, попробовать на вкус, взять в руки. В стремлении получить то, что хочется, они могут проявлять нетерпение, невнимательность к чувствам других, а иногда и агрессию. В такой момент именно родители должны дать ребёнка понять, где проходит граница между вожделенным и допустимым, когда эгоизм должен уступить место сочувствию.

Совет №1 – на детской площадке внимание ребёнка привлекла новая машинка сверстника. И он целенаправленно подходит к другому ребёнку и её отнимает. Когда хозяин игрушки пытается вернуть своё добро, завязывается драка. В ситуацию вмешивается мама «агрессора». Возмущённая поведением сына, она отбирает у него чужую машинку и силком уводит его с площадки. Психологи считают, что склонность к насилию и некая фундаментальная жестокость есть в каждом из нас. Поэтому и ребёнок может отнять игрушку у другого. Но родительница тоже проявила жестокость по отношению к своему сыну, в глазах которого пренебрегла его желанием и не посчиталась с ним. В будущем ребёнок сам станет поступать так же. Чтобы этого не произошло, мама должна спокойно увести малыша с площадки, дать время, чтобы он успокоился и объяснить ему доброжелательно мотивы своего поведения, без окриков, дёрганий и оскорблений, малыш хорошо усвоит этот урок.

Совет №2 – мама убирала игрушки в детской комнате. Плюшевый мишка упал на пол. Дочка заплакала — её друг упал и «вывихнул» лапку. Доводы о его игрушечности и плюшевости никак не успокаивают девочку. В итоге мама раздражённо грозится выкинуть мишку на улицу. Девочка прекращает плакать и начинает «лечить» мишку, тихонько проговаривая слова утешения. Для всех детей игрушки одушевлённые предметы. В представлении детей и мишки, и куклы испытывают те же чувства, что и люди. Поэтому любое происшествие с ними воспринимается болезненно. Ребёнок не поймёт, почему мама пожалела соседскую девочку, а мишку пригрозила выкинуть. Самым наглядным примером в воспитании доброты и сочувствия для детей будет забота и об их неодушевлённых друзьях.

Доброте и состраданию нельзя научить, можно только найти эти качества внутри себя. Лишь почувствовав их со стороны, ребёнок будет способен проявить доброту и сострадание по отношению к другим. Важно помнить, что процесс познания будет болезненным, ведь ребёнку предстоит взглянуть на потребности и желания других как – бы со стороны, осознать их важность. Это потребует времени и поддержки, но только так, преодолевая собственное «хочу», можно открыть для себя возможность сочувствовать и проявлять милосердие. Задумывались ли вы, почему дети начинают плакать, когда их жалеют? Дело в том, что мы все испытываем те чувства, которые мы видим в других людях. Вот ребёнок ударился, и его мама начинает волноваться за него. Малыш видит, что она расстроена, и осознаёт то, что произошло, ориентируясь на её реакцию. Так ребёнок с детства усваивает ключевые модели поведения и понятия, в том числе и о соболезновании. Если мама остаётся безучастной, ребёнок никогда не научится сопереживать и сострадать. Мы видим себя так, как видят нас другие. И чувствуем мы так же, как были почувствованы ещё в детстве нашими матерями. Чувства, которые к нам испытывают близкие, мы и переносим на других людей. И пусть они будут только добрыми.