Воспитание в ребёнке целеустремлённости

Воспитание в ребёнке целеустремлённости

Когда ребёнок занимается какой-либо деятельностью, предварительно он ставит цель и планирует свои действия. Цель и является тем результатом, пока ещё воображаемым, который хочет получить ребёнок. Например, ребёнок решил слепить робота. А для этого ему сначала необходимо мысленно представить себе этого робота, вообразить, как он должен выглядеть, какие у него должны быть части тела, какого он должен быть цвета – так ребёнок задействует своё воображение и образное мышление. Заранее продумывает результат своей работы и ход её выполнения, ребёнок учится планированию.

С чего начать воспитание?

Перед началом своей работы ребёнок ставит цель, но он должен ещё её запомнить, удержать в памяти, не упустить по ходу выполнения работы – так ребёнок учится запоминать. Желая достичь определённого результата – слепить робота, ребёнок должен прилагать немалые усилия, постоянно контролировать ход своей работы, сравнивать получившееся с желаемым результатом и исправлять недостатки в своей работе.

Если взрослый видит, что ребёнок приступает выполнить какую-то работу без определённой цели, можно предположить, что ему ещё сложно ставить цели работы – придумать, что он хочет, например, слепить. Поэтому взрослый должен научить своего ребёнка продумывать цель работы. И это можно сделать с помощью наводящих вопросов: «А что ты будешь лепить? Что тебе хотелось бы слепить?» Если ребёнок затрудняется решить, что ему слепить, то взрослый может предложить ему несколько вариантов на выбор: «Может, ты хочешь слепить дом, или робота?» Пусть ребёнок самостоятельно выберет или предложит что-то своё – так он начнёт понимать, что перед тем, как приступить к работе, что он хочет сделать.

В следующий раз взрослому достаточно будет подтолкнуть ребёнка к постановке цели его деятельности: «А что ты сегодня будешь лепить?» ваш ребёнок научился самостоятельно ставить цель в начале работы, но вскоре быстро её теряет, не умеет ещё удерживать её в памяти. Тогда задачей взрослого должна стать помощь ребёнку в удержании цели деятельности до конца работы. Для этого взрослый в процессе работы доброжелательно, ненавязчиво напоминает ребёнку о том, что он хотел слепить: «А что ты сейчас лепишь? У тебя получилось то, что ты задумал?». Так ребёнок постоянно мысленно будет возвращаться к задуманному и двигаться к поставленной цели.

А если не получается?

Бывает, что ребёнок не может адекватно оценить результат своей работы. Например, он задумал слепить робота, а слепил не совсем удачно, но сам говорит, что у него всё очень хорошо получилось. Важно давать ребёнку содержательную похвалу и оценку его работы. Не просто сказать, что он всё правильно сделал или что у него всё плохо получилось. Такая оценка не даёт ребёнку никакой полезной информации, кроме той, что характеризует его как неспособного. Лучше всего подтолкнуть ребёнка к самооценке. Первое, что должен сделать взрослый, это помочь ребёнку самостоятельно осмыслить и оценить результат работы, справился ли он с поставленной целью. Такая похвала отличается от простой оценки своей эмоциональностью и более личностным отношением. Ведь всегда есть за что похвалить ребёнка – хотя бы за его старание, усилия, за желание попробовать что-то сделать.

Похвала должна быть всегда искренней, иначе ребёнок научится принимать её как привычную фальш, не имеющую отношения к нему и его реальным достижениям.